Историческая топография
Следует различать несколько монастырей в районе с. Угля: 1) древний Заневский (он же Угольский) существовал в горах над с. Малая Уголька (позже в народном предании местом расположения этого монастыря стали считать территорию самого села), который пришел в упадок после кончины епископа Досифея Феодоровича (1733-1735); 2) в 1776 г. в с. Угля была предпринята попытка основать униатский василианский монастырь, однако в сер. XIX в. он прекратил существование; 3) с 1925 г. на месте бывшей униатской обители шло строительство нового православного монастыря, ныне – женского, в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Предания
■ «Списание обителей Мараморошских» (ок. 1749 г.) гласит: «Сия обитель когда ся начала знати не мож. Повидают люде, иж разом из селом создана есть. Село мисто под него дало обширное под полонинами, майже на милю земли отстоит». Предание, которое пересказали угольские жители Николай Угляй (1827†1922) и Богдан Ференц (†1942), гласит, что с. Угля при одноименной речке было основано в XI в. пришедшими из Паннонии славянами, к которым здесь позже присоединились выходцы из Трансильвании, а монастырь был основан при горе Заневке учениками свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии. Как отмечал церковный историограф Закарпатья архимандрит Василий (Пронин) (†1942), указание на учеников свв. Кирилла и Мефодия можно понимать буквально или иносказательно – в последнем варианте, возможно, предание отразило тот факт, что монастырь мог быть основан учениками учеников, т. е. последователями прп. Прокопия Сазавского, изгнанными из Сазавской обители.
■ До кон. ХХ в. сохранялось народное предание о том, как однажды Угольская обитель была уничтожена: по одной версии, ее сжег местный помещик Лошкай (недовольный тем, что паломники вытаптывали его траву), который вскоре тяжело заболел, раскаялся в содеянном и выстроил новый монастырский корпус; по другой – монастырь разрушил кальвинист Дарвай. Похожее предание существовало и о Драговской обители: оно называет помещика Лошваем, указывает аналогичную причину разорения, но добавляет, что Лошвай был кальвинистом и после разгрома монастыря разбился насмерть при падении с лошади (одна из версий драговского предания относит это событие к 1670 г.). В приведенных легендарных рассказах отражены реальные противоречия старых времен между простым народом и помещиками, а также, возможно, распространенная версия о разрушении кальвинистами Грушевского монастыря.
Гипотезы
Некоторые исследователи относят именно к Угольскому монастырю слова Ипатьевской летописи под 1262 г. о принятии монашества князем Войшелком у игумена Григория в монастыре на Полонине («Войшелк… йде в Полонину ко Григорьеви в монастырь и постижеся в черньце и бысть в монастыре у Григория 3 лета оттоле же пойде во Святую Гору, прием благословение от Григория. Григорий же бышет человек свят, якого же не бысть перед ним и по нем не будет»). Однако данное летописное сообщение прилагалось в историографии к разным местам на территории Украины.
Начальные документальные свидетельства
В 1980 г. найдена бронзовая печать 2-й пол. XIV в. с надписью: «Печать монасътира оугольського Восъкресения Христова». Под 1552 г. (в пересказе ряда историков Закарпатья указан 1558 г.) в хронографе XVII в. (Санкт-Петербург, Российская государственная библиотека, собрание Румянцева, № 457) есть раздел «о Занове Угорском» с рассказом о монастыре: «В лето 1552 в Угорской земли… в волости Марамориши у места Сигота в горах в полониных на реке на Тише, да на реце Теребовли, да на речке Усле и у тех болших рек и гор стоит монастырь завомаи Занов. А в нем церковь Вознесение Господне. А братов в нем 330. А пашня ту у них лешая, сеют просо на кашу, потому что у них полей нет, живут в горах. А держат у себе овец по 30 и боле, тем они питаются, ядят от них сыры и млеко. Да в том же монастыре есть кладязь, а в нем вода сладка, что грушевой квас подсычен. И тот квас вся братия пиют. А оприч того иных квасов не пиют и не держат. И гости тот же квас пиют. А вода в нем бела, а течет от кладезя таж вода недолече, а садится как кисель и червлено. Да есть иные кладези, и близко того ж монастыря инои, в них вода как уксус, а иное – как кислы шти. Да блиско того ж монастыря в горе соль копают и колют ея пешнями, как лед. А в другой горе блиско того ж монастыря копают воск и колют пешнями же. А воск /тот сер/. И ту соль и воск возят на двух возех по городом /и по ярмонкам и меняют/ на пшеницу да тъ и питаются… Да близ того же монастыря течет поточец мал, а в нем садится сера горяча. Да в тех горах за пять миль от того монастыря вода /из гор/ каменных течет. Ово горяча, ак мочно яйцо сварить, а иные теплы, а иные студены. И на те воды многие люди приходят больные и всякими недугами одержимы и кладутся в те воды. И всем приходящим бывает здравие и исцеление».
Продолжение истории
■ Время от времени в обители проживал православный Мукачевский епископ Иларион (1558-1561). После Ужгорожской унии (1646), для тех, кто не принял ее, в 1654 г. был хиротонисан отдельный епископ Иоанникий Зейкан (†1684); в 1664 г. он переехал из Мукачева в свое имение в мараморошском с. Имстичеве; как и владыка Иларион, еп. Иоанникий иногда останавливался на жительство в Угольском монастыре. В качестве его преемника, в 1687 г. в епископы возвели священника Мефодия Раковецкого (†1693); в 1690 г. владыка Мефодий переехал из Мукачева в Угольский монастырь; но в том же году, по воле духовенства Марамороша, епископом стал угольский инок Иосиф Стойка, который начал руководить паствой прямо из родной обители; причиной такого двоевластия, вероятно, была особая преданность Марамороша православным традициям и настороженность ко всему, что исходило из Мукачева после унии; обдумав создавшееся положение, еп. Мефодий уехал в Польшу, а владыка Иосиф продолжил служение в Угольском монастыре, который отныне стал новым церковно-административным центром для православных жителей Закарпатья. Почил епископ Иосиф не позже 1711 г. (канонизирован Румынской Православной Церковью как исповедник). Из Угольской обители окормлял православную паству и епископ Досифей Феодорович, принявший хиротонию в 1717 г. Желая утвердить унию во всем крае, светские власти и епископ Мукачевский запретили владыке Досифею посвящать новых православных священников и обещали наказать в случае неповиновения. Но смелый архипастырь не внимал запрету и продолжал совершать священнические хиротонии. Почил он в 1733-1735 гг. глубоким старцем. По одной версии, кончина застала владыку в Хустском замке, куда его вызвали на допрос, по другой – мирно последовала в монастыре (в нынешней Успенской обители установлено его символическое надгробие).
■ В 1921 г. иеромонах Евфимий (Прокоп) возбудил ходатайство о возрождении Угольского монастыря. В том же году углянский житель Богдан Фиринец поставил на месте древней обители часовню. Получив разрешение отстроить монастырь, о. Евфимий, по неизвестной причине, не осуществил своего намерения. Об этом деле вспомнили в 1931 г. при разборе епархиальных бумаг и обратились к прп. Алексию Карпаторусскому (Кабалюку, †1947) с вопросом, кому бы можно было поручить возрождение монастыря. Подвижник указал на иеромонаха Викентия (Ороса). В 1934 г. о. Викентий купил в селе Кричеве два дома, которые разобрал и перевез на место древней Угольской обители, а затем выстроил из них храм и хижину на две кельи. Во время II-й мировой войны иноки покинули монастырь. Тогда о. Викентий поселил здесь нескольких инокинь из Драговской обители. На стыке 50-60-х гг. ХХ в. монастырь повторно закрыли. В 1990 г. он возродился.